Храм Христа Спасителя

Христа Спасителя храм в Москве, поставлен как памятник благодарения Богу за победу русского народа над французскими завоевателями в Отечественной войне 1812.

Построен в 1837-83 по проекту архитектора К. А. Тона. Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В. И. Суриков, В. В. Верещагин, Ф. А. Бруни, К. Е. Маковский, Ф. П. Толстой, П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов и др.

На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат.

В четырех малых арках: св. Роман Рязанский — в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; св. апостол Фома — в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель — в память о Малоярославце 12 октября и св. Иоанн, архиепископ Новгородский — в память боя при Красном 5 ноября. Под аркой больших врат — группа “Явление Архангела Иисусу Навину”, на углах: справа — Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева — Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом.

На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат — Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках — сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат — сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга. При оконной арке справа — св. ап. Андрей Первозванный. Слева — св. кн. Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский. Последние два рельефа — работы Рамазанова. По углам — сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.

Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и о заграничных походах русских войск 1813-14. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно — имена лиц, награжденных орденом св. Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина.

В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона.

В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, “темпль сатаны Ульянова-Ленина”. “Темпль” еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн.

По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990-е.

Участники Бородинской битвы (списки убитых, раненых, отличившихся на 11-й стене храма Христа Спасителя).

Толстой Ф.П. Записки графа Ф.П. Толстого, Товарища Президента Императорской Академии Художеств.

«Граф Федор Петрович Толстой принадлежит к той небольшой группе деятелей, которые составляют гордость и украшение русской аристократии, но аристократии не одной породы, а ума и таланта.

В продолжение почти семидесяти лет художническая деятельность графа Федора Петровича сделала его известным во всей Европе. Академии Художеств многих европейских держав имеют его в числе почетных своих членов. Маститый славный представитель русских художников – граф Федор Петрович, издавна пользуется глубочайшим уважением всех деятелей в области искусства и стяжал это благоговейное уважение своею не запятнанною, многолетнею, вполне труженическою жизнью.

Граф Федор Петрович – принадлежит к числу самоучек. До сих пор мы встречали самоучек, пролагающих себе путь в мире художеств или науки с низших ступеней. В графе Федоре Петровиче мы видим самоучку, смело направившегося в храм искусства с высших ступеней русского общества.

В самом деле, его происхождение, родственные и другие связи, предрассудки и другие предубеждения того сословия, к которому он принадлежит, первоначальное образование, им полученное, - словом сказать, все соединилось семьдесят лет тому назад, - против того, чтобы 18-ти летний юноша променял все блага предстоящей ему карьеры на тяжкий труд художника.

Но молодой человек чувствовал свое призвание и, ободренный милостивыми словами императора Александра I, мудро провидевшего в нем высокое дарование. Смело вступил на тернистый путь русского художника. Впервые тогда Россия увидела в семье подвижников искусства графа, представителя одной из именитейших фамилий…»

Записки академика Витберга, строителя Храма Христа Спасителя в Москве

«Поэт-художник в зодчестве. Александр Лаврентьевич Витберг – принадлежит к замечательнейшим талантам нашего отечества. В двадцатых годах XIX столетия имя его славилось в России и было известно в Европе. Созданный Витбергом проект Храма Христа Спасителя в Москве признаваем был в свое время – по смелости и колоссальности идеи, величайшим произведением зодчества новейшего времени.

Между тем русская литература не представляет ни одной сколько-нибудь полной биографии Витберга, ни одного обстоятельного изложения его гениальных планов, мыслей и предначертаний. Все, что было напечатано по этому предмету, состоит из крайне отрывочных, незначительных и по объему и по содержанию заметок, из которых едва ли не самая полная принадлежит А.И. Герцену; она помещена в его известной книге «Тюрьма и ссылка», но состоит из нескольких лишь страничек.

Редакция Русской старины», поставляя одной из главных своих задач обнародование документов, служащих к ознакомлению с жизнью и деятельностью отечественных талантов на всех поприщах их служения России, озаботилась собранием материалов и к биографии Витберга…»

Подписка на RSS - Храм Христа Спасителя